Александр Янкелевич

О смысле и вовлеченности

Смысл - это переживание.
Нужно тренировать интерес, тогда не будет проблем со смыслом
Можно заниматься любым делом

Потоковое состояние
Мы живем в эпоху, когда старые смыслы и пути перестали работать и обесценились, а новых еще не вонз. Мы создаем воздушные замки образов и идентичностей и разрушаем их. Оборотной стороной ничем не ограниченного конструирования и деконструирования реальности является проблема смысла. Если я могу пойти в любую сторону, то как выбрать оптимальный вариант? На что мне опереться при выборе? Как быть с тем, что выбрав что-то, я позволяю исчезнуть мириадам потенциальных возможностей? Как быть с тем, что космического смысла пока не выявили, а к традиционной религии выработалась толерантность и ей, как фиговым листком, все сложнее прикрыться?

Первой реакцией на фрустрацию чаще всего является поиск решения снаружи. Я могу увлечься фантазией, что где-то существует священная деятельность, которой мне предначертано заниматься, и что единственное, что нужно сделать, это ее обнаружить, и тогда сразу наступит счастье. Частым следствием этой фантазии является либо неясное томление, либо навязчивый перебор различных активностей, который заканчивается неизменным выводом - "это не моё". В этом случае мы застреваем в выборе, не в силах идентифицироваться ни с одной из деятельностей, застреваем в своей потенциальности.

Как и во многих других случаях, если существует изначальная уязвимость в психике, например, какое-то вирусное убеждение, то как бы я старательно не пытался удовлетвориться чем-то внешним, я никогда не почувствую себя полностью удовлетворенным.

Для меня и смысл, и бессмысленность - это переживания. Не космический факт, не причинно-следственная связь, а просто переживание, опыт. Иногда с утра моя жизнь представляется бессмысленной, а уже вечером как-то даже все неплохо, хотя фактически ничего не поменялось.

Переживание осмысленности деятельности напрямую связано с умением в эту деятельность вовлекаться. Мне это кажется важной идеей. Еще раз. Не так важно по сути, что я делаю, как важна моя способность в эту деятельность вовлечься.

Вероятнее всего, у каждого из нас из-за личностных особенностей и предрасположенностей какое-то дело ощущается как «мое дело». Другими словами, я могу в нее вовлекаться с головой и мне очень трудно от нее оторваться. Эта деятельность соответствует моим ценностям, способностям, ее выбор обусловлен множеством факторов. А какая-то деятельность ощущается чуждой.

Михей Чиксентмихайи, значимая фигура в мире современной психологии, всю свою профессиональную жизнь посвятил исследованию состояния потока. Он показал, что любая деятельность может быть"потоковой", однако одни виды работы формируют поток легче, другие - не так легко. Для возникновения потокового состояния нужно выполнить ряд условий: деятельность должна давать ощутимый и быстрый результат, не должна быть слишком легкой и слишком тяжелой и т.д. Но даже в идеальных условиях нужно 30 минут, чтобы войти в этот поток и удержаться в нем.

Однако сейчас все тяжелее заниматься чем-то одним в единицу времени. Темп жизни вынуждает нас постоянно наращивать продуктивность, совмещать задачи, распыляться. Многозадачность - главный враг продуктивной деятельности, который способствует распылению столь ценного и ограниченного внимания, и, как следствие - отчуждает нас от переживания.

Способность же вовлекаться, погружаться, сосредотачиваться является ключевой.

У меня есть внутреннее ощущение что я мог бы заниматься довольно широким спектром деятельностей. Когда-то я видел себя исключительно музыкантом, и у меня неплохо получалось, потом дизайнером, потом увлекся психотерапией и измененными состояниями сознания как предельным приложением своих личностных особенностей и умений. Постепенно в рамках терапии кристаллизуется место в этом поле, вбирая в себя весь прошлый опыт.

В каждый момент времени мы можем быть соединены со смысловыми пластами, либо отделены от них. Например, я ненавижу настраивать контекстную рекламу. Когда я рассматриваю это как отдельный вид деятельности, прокрастинации нет предела. Но если я соединяюсь с идеей, что контекст это часть того, что мне нужно, чтобы заниматься любимым делом, то становится гораздо проще выполнять работу.

Используя модель логических уровней Дилтса, мы можем усиливать свою связь со смысловыми пластами. Дилтс выделил шесть уровней восприятия реальности:
- окружение (где я?)
- поведение (что я делаю?)
- способности (как я это делаю?)
- ценности и убеждения (что для меня важно? во что я верю?)
- идентичность (кто я?)
- миссия (зачем? Частью чего большего я являюсь?)

Прямо сейчас можете задать себе эти вопросы, и таким образом соединиться со смысловыми пластами текущего момента.

В медитативных практиках очень много внимания уделяется концентрации на настоящем моменте. Способность вовлекаться можно тренировать при помощи медитации


Итак, основные мысли статьи:
1. Проблема смысла и выбора жизненного пути является очень распространенной и актуальной
2. Мы часто пытаемся решить ее через поиск объективного пути и предназначения, однако это может заканчиваться на переборе различных вариантов.
3. Осмысленность - это переживание
4. Можно найти смысл в каждом моменте времени
5. Ключевым фактором, который предшествует осмысленности, является способность вовлекаться
6. Способность вовлекаться можно тренировать через медитацию.


Способнлсть вовлекаться можно тренировать.